ОбразовательнАЯ программА - 7 класс
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
В Федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Сегодня за счет регионального и школьного компонента выстраивается многоступенчатая структура предмета. Пропедевтический курс изучается в средней ступени школы за счет школьного компонента в 5-7 классах.
Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана по авторской программе Л.Л. Босовой на основе учебно-методического комплекта Босова Л.Л. «Информатика. 7 класс».- М.: Бином. Программа рассчитана на 34 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочей программой предусмотрено:
- контрольных работ – 4;
- практических работ – 11;
Изучение информатики в 7 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
- воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Требования к уровню достижений обучающихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационные технологии» на этапе пропедевтического курса являются:
- критический анализ информации, поиск информации в различных источниках;
- решение учебных задач на основе заданных алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- определение адекватных способов решения логических задач.
Учащиеся должны:
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
- понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
- понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
- иметь представление о назначении и области применения моделей;
- различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
- приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
- уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;
• знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
- знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;
- осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
- осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
- выполнять операции с основными объектами операционной системы;
- выполнять основные операции с объектами файловой системы;
- уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
- выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
- создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
- для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Учебно-тематический план
Номер урока |
Тематика урока |
Всего |
Теория |
Практикум |
Контроль ЗУН |
I триместр
|
|||||
|
Техника безопасности и организация рабочего места. Повторение пройденного материала за прошлый год. Подготовка к входному контролю.
|
1 |
|
|
|
|
Входной контроль |
1 |
|
|
|
|
Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы»
|
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 «Работа с объектами файловой системы» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Состав объектов. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (Задания 1-3).
|
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Система объектов. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (Задания 4-6).
|
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Система и окружающая среда. Практическая работа №3 «Создание текстовых объектов» (Задания 7-9).
|
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Персональный компьютер как система. Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена» |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
|
Модели объектов и их назначение. Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 1-3). |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Информационные модели. Практическая работа №11 «Графические модели»» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 4-5). |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создание словесных моделей» (Задания 6-7). |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Словесные информационные модели. Практическая работа №4 «Создание словесных моделей». (Задания 8-9). |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
II триместр |
|||||
|
Многоуровневые списки. Практическая работа №5 «Многоуровневые списки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» (Задания 1-2). |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Простые таблицы. Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» . (Задания 3-4). |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Сложные таблицы. Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» . (Задания 5-6). |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Табличное решение логических задач. Практическая работа №6 «Создание табличных моделей» . (Задание 7). |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 «Создание вычислительных таблиц». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Электронные таблицы. Практическая работа №8 «Знакомство с электронными таблицами» (Задания 4-6). |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (Задания 5-7). |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9 «Создание диаграмм и графиков» (Задание 4). |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Многообразие схем. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (Задания 1-2). |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (Задания 3-5). |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
III триместр |
|||||
|
Деревья. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья» (Задания 6-7). Проверочная работа |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. СКИ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз».Работа в среде Алгоритмика. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде Алгоритмика. |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Проверочная работа на тему «Алгоритмизация» |
1 |
|
|
1 |
|
Итоговый проект. Практическая работа №12 «Итоговая работа» |
1 |
|
0,5 |
0,5 |
Резерв |
1 |
|
|
|
|
Итого: |
34 |
15 |
16,5 |
2,5 |
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Объекты и их имена (6 часов).
Содержание учебного материала: техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Система объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Практические работы:
- Основные объекты операционной системы;
- Работа с объектами файловой системы;
- Создание текстовых объектов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;
основные приёмы создания текстовых документов;
название распространенных систем окружающего мира, новые приёмы создания текстовых документов;
Уметь:
формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;
классифицировать объекты по заданному признаку;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «система», «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ в компьютерном классе.
Контроль ЗУН: тест
Тема 2. Информационное моделирование (20 часов).
Содержание учебного материала: модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели. Простые таблицы. Сложные таблицы. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.
Компьютерный практикум:
- Создание словесных моделей;
- Графические модели;
- Создание табличных моделей;
- Создание вычислительных таблиц;
- Знакомство с электронными таблицами;
- Создание диаграммы и графиков;
- Схемы, графы и деревья
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
- смысл терминов «модель», «моделирование»;
- различные стили выполнения словесных информационных моделей;
- понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;
- новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);
- знать разные виды списков;
- компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;
- определение знаковой информационной модели;
- правила оформления простых таблиц;
- правила оформления сложных таблиц;
- условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;
- назначение электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру ЭТ;
- определения графика, диаграммы, виды диаграмм.
Уметь:
работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;
создавать аннотацию и конспект известного материала;
систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;
применять табличный способ при решении логических задач;
строить блок-схему к любому алгоритму;
строить графы к различным задачам;
создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;
- применять табличный способ при решении логических задач;
- вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.
- строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.
Контроль ЗУН: тест
Тема 3. Алгоритмика (7 часов).
Содержание учебного материала: Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот.
Цикл «пока». Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика».
Компьютерный практикум:
Работа в среде «Алгоритмика».
Контроль ЗУН: проект.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
Знать/понимать:
- определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;
- знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;
- СКИ Робот, среду действия Робот.
Уметь:
- определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;
- создавать программу для линейного алгоритма;
- создавать программу для циклического алгоритма.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.
Резерв учебного времени: 1 час
Контроль уровня обученности.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, практическая контрольная работа, самостоятельная работа, домашняя практическая работа, тест, контрольный интерактивный тест, устный опрос, визуальная проверка, защита проекта.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестов.
Перечень контрольных работ (время проведения 20 минут).
Класс |
Количество работ за учебный год |
Контрольная работа по теме |
№ урока по КТП |
7 |
4 |
Контрольная работа №1 по теме «Объекты и их имена» |
6 |
Контрольная работа №2 по теме «Модели объектов» |
13 |
||
Проверочная работа по теме «Алгоритмизация» |
33 |
||
Итоговый проект. |
34 |
Перечень литературы и средств обучения
Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
для учителя:
1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
2.Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
3.Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
для ученика:
1.Информатика: Учебник для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
2.Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса./ Л.Л.Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007